Характерные особенности современного человека не могли выработаться только под влиянием факторов эволюции (изменчивости, наследственности, естественного отбора). Эти факторы играли значительную роль только на первых этапах антропогенеза. В дальнейшем важнейшую роль стали играть социальные ФактоРы: общественный труд и членораздельная речь. Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление. У всех же современных животных есть элементы только конкретного мышления — обезьяны, даже некоторые птицы способны использовать палки, ветки для доставания пищи, но не могут создать орудия для обработки той же палки. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Труд начинается с изготовления орудий труда. Это стало возможным в результате перехода обезьяноподобных предков человека к прямохождению и освобождению передних конечностей от функции поддержания и перемещения тела. На первых этапах антропогенеза руки наших предков могли выполнять лишь самые простые действия — схватить палку, бросить камень и т. д. Это же могут делать и ныне живущие обезьяны, но при этом они пользуются одинаково как. передними, так и задними конечностями.
У предков человека, которые преимущественно использовали верхние конечности, начинались постепенные изменения в их строении. Это проявилось прежде всего в том, что большой палец руки стал противопоставляться другим. Изменения в строении руки способствовали появлению больших возможностей для изготовления простейших орудий труда. Энгельс подчеркивает, что путь от использования необработанного камня к изготовлению самого грубого каменного орудия продолжался длительное время. По современным данным продолжительность этого периода составляет сотни тысяч лет. Но появившиеся орудия труда в дальнейшем стали совершенствоваться все с большей быстротой.
Одновременно и рука человека, создававшего эти орудия, приобретала все большую сноровку и гибкость. Ф. Энгельс писал, что рука является не только органом для изготовления орудий, но и сама — продукт труда. Одновременно с развитием руки развивался и услож-. нялся головной мозг предков человека, так как прежде, чем создать простейший каменный топор, нужно было его себе представить, создать его образ. Обезьяноподобные предки людей жили стадами, поэтому труд с самого начала появления носил общественный характер. Первые орудия труда служили для охоты и защиты. Коллективная охота и защита способствовали сплочению отдельных индивидов и переходу от стада к человеческому племени. Начался процесс обучения младших членов этого племени изготовлению орудий труда, правилам охоты. С развитием трудовых процессов возрастала взаимная поддержка и помощь. Совместная охота, поддержание огня, изготовление орудий приводило к необходимости общения членов племени друг с другом, к потребности сигнализировать друг другу. Первоначально это осуществлялось при помощи жестов и отдельных звуков. Но с усложнением трудовой деятельности таких простых сигналов стало нехватать для поддержания связи между членами общества.

Постепенно развивалась членораздельная речь, которая оказывала влияние на дальнейшее развитие головного мозга, на процесс мышления. На базе ее развилась вторая сигнальная система, способная создавать понятие, образ на основе слова. Поэтому высшая нервная деятельность предка современного человека уже на ранних этапах отличалась от нервной деятельности животных. Речь служит не только способом передачи информации от одного человека другому, но и для передачи опыта одного поколения последующим. В результате у людей появляется (помимо генетической) еще н социальная информация об опыте, накопленном за тысячи лет. Передача ее происходит от одного поколения людей к другому при помощи письменности и произведений искусства.

Роль биологических факторов (изменчивость, естественный отбор) на этом этапе эволюции человека значительно уменьшается, и все большее значение приобретают социальные факторы. Совместная охота членов племени, добыча пищи, защита от хищников, а также совместный труд над изготовлением орудий сближает людей и способствует формированию человеческого общества. Большую роль в этом сыграли такие факторы, как использование огня, а также приручение (одомашнивание) животных. Труд людей становится все более разнообразным и специализированным. Возникают земледелие и животноводство. Все это способствует зарождению искусства, развитию торговли, различных ремесел. Так племена первобытных людей перешли к образованию нации, государства. Современный человек подчиняется общественным (социальным) законам, и развитие социальных отношений определяет развитие личности человека.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here