Факторы эволюции по Ламарку.

Отвечая на вопрос, каковы причины эволюции, приводящие к усложнению организации, выраженному в градации, и приспособленности организмов к среде, Ламарк называл два основных фактора: первый из них — внутреннее стремление организмов к усложнению организации; второй — активное влияние среды, обусловливающее появление многообразия форм одного уровня. При этом Ламарк считал, что под влиянием внешней среды всегда возникают лишь полезные для организма приспособительные признаки.

Факторы эволюции по Ламарку.

Факторы эволюции по Ламарку.

Ламарк полагал, что растительные организмы изменяются под непосредственным влиянием внешней среды. Измененные условия среды при- длительном действии настолько изменяют растительный организм, что он может быть причислен к новому виду. Изменение условий среды является, таким образом, непосредственным фактором видообразования.

Для животных организмов действие среды опосредовано нервной системой. Изменившаяся среда изменяет в первую очередь потребности животного, затем его поведение, привычки. В силу этого, органы, наиболее: функционально нагруженные, постоянно упражняются, а другие не используются. Упражняемые органы прогрессивно развиваются, увеличиваются в, размерах, а неупражняемые, наоборот, уменьшаются, регрессируют. Таким образом, организмы приобретают новые признаки.

Логическое развитие идеи и роли среды в процессе формирования видов привело Ламарка к признанию возможности передачи по наследству признаков, приобретенных под влиянием среды. Это нашло отражение в двух его законах, котчрые кратко могут быть сформулированы следующим образом.

Первый закон, или закон об изменчивости,— у всякого животного более частое и более длительное употребление органов приводит к их увеличению и, наоборот, неупотребление — к уменьшению или исчезновению.

Второй закон, или закон о наследственности,— все, что приобретено организмами под влиянием внешних условий и в результате упражнений или утрачено из-за неупотребления, наследуется потомками, если эти изменения присущи обоим полам или тем особям, от которых происходят потомки.

Для доказательства правильности выведенных им законов Ламарк ссылался на многочисленные примеры. Наличие плавательных перепонок на ногах водоплавающих птиц он объяснял тем, что при плавании птицы стремятся растягивать пальцы: в силу этого кожная складка растягивается, а приобретенный признак передается по наследству. Более того, в каждом новом поколении этот признак, благодаря упражнению, усиливается и снова, уже в увеличенном виде, наследуется потомками. Точно так же длинные ноги и длинная шея у береговых птиц, по Ламарку, обусловлены тем, что птицы их вытягивают, стремясь не замочить тело при ходьбе по болоту и добывании пищи со дна. Длинная шея и ноги у жирафа — результат вытягивания их при доставании листьев с высоких деревьев.

Гипотеза наследования приобретенных признаков, впервые сформулированная Ламарком, в течение целого столетия являлась предметом острых дискуссий. Данные современной генетики говорят о ее полной научной несостоятельности.

Как известно, упражнениями можно достичь в ряде случаев увеличения или уменьшения размеров некоторых органов в пределах нормы реакции, но эти изменения не сопровождаются соответствующими изменениями в половых клетках, так как являются модификациями. Для появления новых признаков, передающихся по наследству, необходимо возникновение мутаций, т. е. изменений генетической информации в половых клетках.

Исходя из представления Ламарка, невозможно понять появление таких признаков, как покровительственная окраска и мимикрия (например, сходство гусеницы с формой и окраской сучка). Естественно, что животные не могут «упражнять» окраску или форму тела. Тем более не выдерживает критики положение Ламарка о присущей якобы организмам тенденции к совершенствованию, обусловливающей их прогрессивное развитие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Биология © 2015 Сайт Биология - включает в себя ключевые статьи из курса биологии, анатомии, ботаники, зоологии и пр. направлений. Охватывают как школьную аудиторию, так и учащихся медицинских вузов. Полезными материалы будут и родителям, помогающим своим детям в обучении. Все материалы взяты из общих источников, при копировании просьба сохранять ссылку на сайт.