Человеческая душа, или психика (греч. психе — душа), составляет исключительный по богатству содержания и разнообразию форм внутренний мир человека как отражение внешнего мира. Что представляет собой отражение? Мы знаем, что зеркало отражает лицо смотрящегося в него человека, а также любой предмет, расположенный перед ним. В зеркальной глади озера мы различаем голубое небо и плывущие по нему облака. Похоже ли наше внутреннее (душевное) отражение внешнего мира на то, как отражает предметы зеркало?

Сознание как высшая форма отражения действительности

Отражение и восприятие

Зеркало отражает находящиеся перед ним предметы по определенным физическим законам преломления лучистой энергии. Если переместить лицо или предмет перед зеркалом, то изменится и его расположение в зеркале. Как только мы отодвинем лицо или предмет от зеркала, то их отражения исчезнут. Зеркало, если можно так выразиться, «безразлично» к тем лицам или предметам, которые оно отражает. Они не оставляют в зеркале своих следов. Зеркало отражает пассивно, мертво.

Совсем по-другому отражает мир человек. Он способен узнавать предмет независимо от того, перемещается он или стоит неподвижно, обращен к нам в профиль или анфас. Исключительно разнообразный по своим краскам, звукам, запахам внешний мир анализируется нашими рецепторами на тысячи отдельных качеств и свойств. Каждое из этих качеств и свойств превращается в нервные импульсы и по нервам передается в мозг. Здесь из тысячи элементарных сообщений воссоздается воспринимаемый образ. Поэтому изменение отдельных деталей не может нарушить целостного восприятия.

Особенности восприятия мира

Многочисленные анализаторы отражают различные стороны окружающей нас действительности по-разному, но, в отличие от зеркала, отражают активно, вызывая у нас различные чувства и переживания.

Мы не только видим, слышим, обоняем, осязаем, одним словом, ощущаем и воспринимаем различные явления внешнего мира, но и оцениваем эти явления. Мы не одинаково относимся к событиям важным и безразличным, полезным или вредным. Мы с радостью встречаем восход солнца, если небо чистое и день обещает быть прекрасным, и нас огорчает мрачное серое небо с низко нависшими тучами, сулящее дождь и непогоду.

Оказывается, что различные зрительные, слуховые и иные ощущения вызывают у нас разнообразные ответные чувства, причем не только чувства, но и мысли, и действия, потому что мы понимаем, каково значение того, что видим, слышим, вообще воспринимаем.

Сирена парохода, приближающегося к родным берегам после дальнего плавания, вызывает взрыв восторга у встречающих родных и друзей. Сирена как сигнал воздушной тревоги заставляет наше сердце сжиматься от страха за свою жизнь и сохранность близких и чужих людей. То есть не само явление, а его значение отражается на самочувствии человека, на состоянии его внутреннего мира.

Роль памяти

Память как основа психической деятельности
Память как основа психической деятельности

Различные явления действуют на нас не только в один данный момент. Мы можем представить их себе после малых или больших промежутков времени с большей или меньшей ясностью и точностью. Это связано с тем, что наш внутренний мир, в отличие от обычного зеркала, обладает свойством сохранять, удерживать, иначе говоря, запоминать и воспроизводить воспринятые явления.

Память оказывается существенным подспорьем в отражении того, что мы уже однажды восприняли из действительности, что обогатило наш опыт и что при необходимости можно вновь воспроизвести. Без памяти был бы невозможен прогресс в развитии как отдельной личности, так и всего человечества.

Однажды мы наблюдали грозу, и наша память сохранила некоторое последовательное развитие явлений: в жаркий солнечный и несколько душный день синее небо начало обволакиваться свинцово-черными тучами, неожиданно сверкнула ослепительная молния, раздался сильный удар грома и хлынул дождь.

В следующий раз при появлении туч мы уже сможем предвидеть дальнейшее развитие событий. Значит, мы не только можем отражать события, которые уже однажды наблюдали, но и по сходным признакам предвидеть то, что будет. Например, наблюдая за движением туч по небу и прислушиваясь к отдаленным раскатам грома, мы можем прийти к выводу, что приближается гроза, и принять меры, чтобы укрыться от дождя и спрятать вещи, которые могут намокнуть и испортиться.

Субъективное восприятие действительности

Таким образом, от восприятия явлений через их осмысление мы переходим к некоторым практическим действиям. Весь этот процесс — человеческое отражение природных явлений — коренным образом отличается от любого зеркального отражения, встречающегося в природе.

Одно и то же явление природы по-разному переживается разными людьми. Один будет любоваться величием грозы, другой — трепетать от страха при ярком блеске молний и оглушительных ударах грома; горожанин будет недоволен тем, что гроза испортила ему прогулку, земледелец будет радоваться тому, что дождь засушливым летом оросит посевы, повысит урожай.

Такое разное отношение к одному и тому же явлению природы, разные чувства и мысли, вызванные им у разных людей, говорят о том, что каждый человек по-своему, субъективно отражает явления внешнего мира.

Действия и сознание

На все то, что человек воспринимает из окружающей его действительности, он немедленно или, напротив, с отсрочкой, более или менее длительной, отвечает различными действиями.

Эти действия могут быть разными по своему характеру: импульсивными или непроизвольными, возникающими как непосредственный ответ на полученное раздражение из окружающей среды, или же задержанными, продуманными, произвольными, выражающими понимание человеком того, что произошло, и определенное отношение к происшедшему. В этом случае человек проявляет осознанное отношение к действительности. Его действиями руководит сознание.

Мы подошли к высшей форме человеческого отражения действительности, к сознанию человека, которое выражает отношение человека к окружающей его среде. Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here